РОЛЬ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ

0

Понятие «метод обучения» в его современной трактовке обозначается     как «способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных целей» [1, с. 41]. Методы, в свою очередь, состоят из приемов. Например, в методе беседы выделяются приемы постановки вопросов, анализа получаемых ответов, комментирования их, подведения учащихся к выводам и др. [1, с. 43].

Одним из актуальных вопросов современной дидактики является вопрос о классификации методов обучения. В ряде работ содержатся описания различных подходов к классификациям методов обучения [1, 8, 10]. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация методов, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три основные группы методов обучения [1, с. 284]:

1)Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2)Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3)Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

В классификации Ю.К. Бабанского не нашла непосредственного отражения специфика преподавания изобразительных дисциплин, ибо ее разработчик и не ставил перед собой такой задачи. Тем не менее, в данной классификации можно найти упоминания практически всех методов, используемых в обучении живописи. Опираясь на обозначенную классификацию, ниже дана более подробная характеристика методов обучения живописи. Методы изложены в той же последовательности, в которой они даны в классификации Ю.К. Бабанского, начиная с первой подгруппы группы методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Эту подгруппу составляют перцептивные методы обучения, включающие в себя словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы используются как при объяснении положений теории живописной грамоты (рассказ, объяснение и др.), так и по ходу практической работы обучаемых (объяснение, беседа). Словесные методы могут комбинироваться в разных формах, например, в объяснение педагог может включать элементы беседы с целью обеспечения эффективной обратной связи со студентами. Помимо сообщения информации словесные методы выполняют важную диагностическую функцию, позволяют выявлять пробелы в знаниях обучаемых, выяснить причины их ошибок в живописи.

В силу самой специфики изобразительной деятельности наглядность играет особую роль в преподавании художественных дисциплин. В качестве основных наглядных методов в рассматриваемой классификации выделяются иллюстрация и демонстрация.

Метод иллюстрации предполагает использование разнообразной статической наглядности, куда входят изобразительные наглядные средства (живописные работы, репродукции, таблицы и т. п.), а также диапозитивы, модели, макеты и т. д. В результате умелого использования статической наглядности активизируется деятельность анализаторов, происходит обогащение зрительной памяти и образных представлений обучаемых. Применение метода иллюстрации позволяет заострить внимание студентов на тех или иных аспектах изобразительной грамоты, в более конкретной и доступной форме раскрыть отдельные положения теории живописи.

Весьма важное значение в  обучении живописи традиционно придается изобразительным наглядным средствам, которые позволяют делать различные сравнения и сопоставления, что стимулирует формирование у обучаемых цветового восприятия. Например, на пособии можно показать один и тот же объект или целую постановку в разных условиях освещения и при различном окружении и, таким образом, студент может наглядно увидеть, как изменяются светотеневые и цветовые особенности натуры в конкретных условиях среды.

Показанные на изображении изменения в тоне и цвете предметов, связанные с влиянием среды, воспринимаются неопытным наблюдателем гораздо более отчетливо (конечно, при условии высокого качества изображения). Объясняется это тем, что в процессе восприятия цветов на изображении основную роль играет константное видение, которое у начинающих развито в достаточной степени. Данное обстоятельство отмечает, в частности, Г.В. Беда [2, с. 93]. Этот факт имеет важное методическое значение — на изображении можно более наглядно показать изменения в цветовом облике предметов, связанные с влиянием среды, чем при показе реальных объектов. Этим обстоятельством можно воспользоваться для того, чтобы с помощью средств изобразительной наглядности нацелить внимание студентов на то, как влияют условия среды на цвет и тон изображаемых предметов.

В отличие от метода иллюстрации метод демонстрации предполагает показ предметов и явлений в их динамике. Применение метода демонстрации подразумевает использование демонстрационных приборов, учебных кинофильмов, включение в учебный процесс демонстрационных опытов и т.д.

Отдельно следует отметить применение на занятиях живописью метода показа преподавателем практических живописных приемов, традиционно обозначаемых термином «педагогическое рисование».

Важнейшая особенность наглядного показа практических живописных приемов состоит в том, что в ходе такого показа учащийся видит не только конечный результат работы, но и сам ход движения к этому результату. Статические изобразительные средства, конечно, тоже могут содержать информацию об этапах выполнения этюда, однако путем использования статических пособий нельзя продемонстрировать живой процесс ведения работы над изображением. Впрочем, как известно, резервы для применения практической демонстрации приемов работы над этюдом существенно ограничены временными рамками (при длительном выполнении изображения преподавателем снижается интерес студента к подобной форме работы и теряется учебное время), поэтому изобразительная деятельность педагога на занятиях не может заменить остальные формы наглядности.

При проведении преподавателем наглядного изобразительного показа важно раскрыть перед студентами узловые моменты создания изображения — в противном случае использование подобного показа провоцирует учащихся на бездумное заимствование отдельных приемов в работе педагога.                    Только в том случае, если теоретическая подготовка подкрепляется систематической и целенаправленной практической работой, может идти речь об успешном развитии цветового видения на занятиях живописью.

Среди различных видов практических методов в процессе обучения изобразительным дисциплинам в основном используется метод упражнений.          Упражнения принято подразделять в педагогике на воспроизводящие и творческие [8, с. 466]. Воспроизводящие упражнения предполагают более жесткий алгоритм действий по сравнению с творческими. Различие между этими двумя группами упражнений весьма относительно. В изобразительной деятельности  (а строго говоря, и в любой другой)  всякое действие по заданному образцу предполагает некоторый элемент творчества. В свою очередь, творческие упражнения, как правило, несут в себе множество «нетворческих» компонентов: определенная схема выполнения задания, наличие заданной цели и образцов, выступающих для обучаемых в качестве ориентиров в их работе, критерии качества выполнения задания, являющиеся продуктами коллективного опыта.

В ситуации, когда многие студенты только начинают открывать для себя азы живописной грамоты, наличие ясно показанной последовательности выполнения изобразительных действий, приводящих к определенному результату, имеет весьма важное значение. Наличие четкой последовательности действий, которые следует воспроизвести, не является помехой для развития индивидуальных приемов работы, а напротив, служит своего рода точкой опоры для студентов и способствует выработке собственных навыков выполнения изображения

Следующая подгруппа в рассматриваемой группе методов методы, характеризующие логику передачи и усвоения учебной информациииндуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические и др.

Овладение основами живописной грамоты, подразумевающее в качестве одной из основных задач формирование цветового восприятия, предполагает как индуктивный, так и дедуктивный путь усвоения учебной информации. Объяснение общих теоретических положений на занятиях живописью подразумевает в основном дедуктивную подачу учебного материала. Эти положения потом конкретизируются на частных примерах в ходе практической работы. В свою очередь, накопление практического опыта обучаемых создает основу для более глубоких обобщений и выводов — здесь уже налицо индуктивный путь познания. Индукция, как способ организации познавательной деятельности студентов, может быть использована и на этапе теоретического ознакомления обучаемых с базовыми положениями живописной грамоты. Например, раскрывая основные особенности рефлексного взаимодействия цветов, преподаватель может вначале на наглядных примерах показать, как влияет отраженный свет на собственную окраску предметов, и на этой основе сделать более общие заключения.

Характеризуя подгруппу логических методов обучения, следует упомянуть методы анализа и синтеза. Развитие цветового восприятия предполагает целенаправленную организацию как аналитической, так и синтетической умственной деятельности студентов. Когда, например, преподаватель обращает внимание студента на характер светотени на объеме или же на конкретные особенности рефлексного взаимодействия цветов — в этих ситуациях происходит анализ натуры или этюда. При восприятии живописной работы или натурной постановки каждый отдельный элемент необходимо, в свою очередь, соотносить с целым, с большими тоновыми и цветовыми массами. В этом случае следует говорить об объединении частей в целое, т. е. синтезе.

Помимо анализа, синтеза, индукции и дедукции можно вспомнить такие мыслительные операции как сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация, благодаря которым, как отмечает А.А. Унковский, происходит усвоение профессиональных знаний в области живописи [11, с. 34].

Третью подгруппу в первой группе методов составляют гностические методы, характеризующие степень самостоятельности и творческой активности обучаемых. В этой подгруппе выделяются репродуктивные методы, а также методы проблемно-поискового характера. Основой для такого деления послужила классификация, данная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, которые выделили четыре метода обучения: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный), метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод [7]. Каждый последующий метод в этом списке характеризуется нарастанием степени познавательной самостоятельности учащихся.

Развитию цветового видения может способствовать проблемный характер натурных постановок. Важно только найти оптимальную меру проблемности. Известно, что создание проблемных ситуаций может привести к желаемым эффектам только в тех случаях, если учебная ситуация допускает значительные затраты времени на усвоение материала (проблемно-поисковые методы требуют больше времени, чем репродуктивные) и если обучаемые владеют необходимым запасом теоретических сведений и практических навыков. К тому же для формирования навыков практической деятельности (а именно на это прежде всего направлен процесс обучения живописи) эффективность проблемно-поисковых методов является довольно относительной [1, с. 299]. Поэтому по отношению к процессу обучения живописи следует вести речь не столько о применении проблемно-поисковых методов в чистом виде, сколько об использовании некоторых элементов проблемности по ходу практических занятий.

Элементы проблемности могут применяться не только по ходу практической части занятий, но и на этапе теоретического изложения материала. Например, преподаватель может продемонстрировать студентам разные по уровню исполнения работы и предложить им самим проанализировать живописные качества этих работ. На основании такого анализа можно дать обучаемым конкретные рекомендации, направленные на развитие необходимых свойств зрительного восприятия.

Последнюю подгруппу рассматриваемой группы методов составляют методы управления учением, характеризующие степень вмешательства педагога в учебно-познавательную деятельность обучаемых. В этой подгруппе выделяются методы учебной работы под руководством преподавателя, а также различные методы самостоятельной работы учащихся, которая в свою очередь тоже подразумевает в той или иной степени вмешательство и контроль со стороны педагога.

На занятиях живописью самостоятельная работа обучаемых занимает основную часть учебного времени. В течение занятия педагогу, как правило, приходится корректировать деятельность студентов, вносить поправки в их работу. Иногда преподавателю приходится самому браться за кисть и вносить изменения в студенческий этюд. Педагогу крайне важно чувствовать меру такого рода вмешательства. По этому поводу можно привести мнение В.М. Орешникова, который условно выделял два вида поправок. В одном случае преподаватель чисто внешне демонстрирует свое мастерство. Такие поправки приносят мало пользы. В другом случае преподаватель пытается поставить себя на место учащегося и представить, как сам студент мог бы исправить свою работу. Такой вид поправок, как отмечает В.М. Орешников, наиболее полезен [9, с. 74].

Таким образом, по ходу обучающего взаимодействия педагога и студента происходит коррекция восприятия обучаемого, создаются предпосылки для перехода от бытового видения цвета к более высокому уровню цветового восприятия, соответствующего целям изобразительной деятельности.

Вторую группу методов в классификации Ю.К. Бабанского составляют методы стимулирования и мотивации учения. Мотивационную функцию в той или иной степени выполняют все методы. В то же время в дидактике выделяется ряд методов, непосредственно направленных на стимулирование познавательной и творческой активности обучаемых.

В данной группе методов Ю.К. Бабанский выделяет две подгруппы. Первую подгруппу составляют методы стимулирования интереса к учению. В эту подгруппу входят следующие методы: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание ситуаций занимательности, метод познавательных игр, создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт), создание ситуаций познавательной новизны и др. Эффективному развитию цветового восприятия могут способствовать различные методы из приведенного списка. В связи с этим можно привести конкретные примеры из преподавательской практики.

Известно, в частности, что для того, чтобы отвлечься от предметной первоосновы и увидеть цвет в среде существуют различные приемы настройки глаза: живописцы советуют прищуриваться, смотреть «не в фокусе», «распускать глаз» и т. д. Однако многим обучаемым овладение подобными методами видения дается с трудом. Нередко студенты к тому же не вполне понимают смысл таких приемов. Для того, чтобы акцентировать внимание обучаемых на необходимости применения подобных способов живописного видения, по ходу практических занятий могут быть использованы элементы занимательности и познавательной новизны.

Стимулированию интереса к учению и развитию цветового восприятия может способствовать использование на занятиях живописью высказываний известных художников:

На вопрос о том, какого цвета бывает снег, К.Ф. Юон ответил: «только не белый» [3, с. 270].

«Когда пишешь, нужно забыть, какого цвета предмет» (Е.А. Кибрик)    [5, с.222]. Такого рода высказывания, благодаря своей емкой, лаконичной и несколько парадоксальной форме, хорошо запоминаются и могут выступать в качестве теоретических ориентиров практической работы студентов.

Вторую подгруппу в данной группе методов составляют методы стимулирования долга и ответственности в учении. К этой группе относятся такие методы как убеждения в значимости учения, предъявление требований, поощрения в учении, порицания недостатков в учении и др. Успех в любой деятельности, и в том числе в изобразительной, обязательно предполагает волевую регуляцию поведения. Методы данной группы направлены на воспитание таких качеств личности как целеустремленность, ответственность, трудолюбие, способность преодолевать непосредственные импульсивные желания ради более важных целей. Ответственное отношение студента к учебной деятельности, умение целенаправленно организовывать свою работу является залогом эффективного развития живописного видения.

В процессе обучения живописи обучаемый неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, далеко не сразу студенту удается добиться желаемых качеств в учебных этюдах. В свою очередь успешное преодоление трудностей дает чувство удовлетворения и является мощным стимулом для дальнейшей работы. Существенную роль в плане развития у студентов необходимой мотивации к учению играет деятельность педагога. Умение в нужный момент поощрить студента или наоборот, указать на ошибки, убедить учащегося в необходимости преодоления тех или иных недостатков является важным компонентом педагогического мастерства преподавателя. И, наконец, последняя группа методов в рассматриваемой классификации — методы контроля и самоконтроля в обучении. К основным методам контроля в процессе обучения живописи следует отнести семестровые и промежуточные просмотры. Что же касается различных аспектов самоконтроля обучаемых на занятиях живописью, то на этом вопросе следует остановиться чуть подробнее.

Известно, что адекватная оценка собственной работы представляет для многих студентов определенную трудность. Нередко, даже объективно слабая работа воспринимается обучаемым как вполне достойная. Помимо недостаточного развития зрительного восприятия причинами подобного необъективного отношения к собственной работе могут являться утомление зрения по ходу выполнения задания.

В художественной практике существуют различные приемы, помогающие тем, кто занимается живописью, увидеть собственную работу как бы со стороны, «свежим взглядом». Рекомендуется  например, в процессе работы чаще отходить от этюда и смотреть на него издали, глядеть на работу через зеркало, смотреть на этюд при разных условиях освещения (к примеру, работа, написанная в условиях, когда на живописную поверхность падало много света, может казаться вполне удовлетворительной, однако, если этот этюд поставить в тень, то ошибки в тоне и цвете могут стать более заметными). Помимо всего прочего, желательно, как указывает Н.Н. Волков, поощрять взаимную критику студентами работ друг друга [4, с. 44]. При этом очень важно, чтобы критика носила доброжелательный и конструктивный характер. На этом можно завершить комплексную характеристику методов развития цветового восприятия, составленную на основе общедидактической классификации методов обучения, предложенной Ю.К. Бабанским.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ