ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И МТС В ХЛОПКОВОДСТВЕ

0

В хлопководстве, где преобладают мелькотоварные агрообразования эффективному машинно – технологическому обеспечению производства продукции необходимо отводит приоритетную роль .

  В настоящее время недостаток машинно – тракторного парка и его высокая изношенность и моральное старение являются основной причиной сдерживающая внедрения современной технологии и инноваций. В отрасли техника и технология решают основные проблемы конкурентоспособности произведеной продукции и товаропроизводителя. Внедрение современной технологии и техники значительно влияют на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, становнению и развитию отрасли  в условиях внутренних и внешних выводов.

  В то же время, технологическое обслуживание и новые формы взаймодействия малых агроформирований со структурами, относящиеся к службе агротехсервиса недостаточно разработоны: они являются с одной стороны, потребителями технических средств производства, а с другой – производителями агротехнологических услуг. Создание рынка агротехнологических услуг путем организации  МТС в современных условиях является актуальным и важным условием решения проблемы технического и технологического обеспечения хлопководства.

  Исследование и анализ накопленного опыта в регионе и развитых странах, показывают что организация МТС, развитие технологического обслуживания позволяют компенсировать недостаток техники в малых агроформированиях, а также позволят повысить производительность труда, перевести хлопководство на рельсы индустриально – инновационного развития.  Выработка тракторов  в МТС на 30-35%,  хлопкоуборочных машин в 1,5 – 2,0 раза выше по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями. В связи с этим МТС имеет преимущество с точки зрения эффективности инвестиции в развитие материально – технической базы отрасли. Важная роль отводится выбору рациональной организационно — правовой формы, являющейся одним из основных условий функционирования  МТС, а так же обусловивает  варианты создания МТС и источников формирования их машинно – тракторного парка. В настоящее время МТС имеют различные организационно – правовые формы коммерческих структр, главной целью которых являются получение максимальной прибыли, что в определенной мере сдерживает развития системы окозания технологических услуг из за высокой  их стоимости. В связи с этим на наш взгляд перспективной, с точки зрения практической реализации организации технологического обслужевания является кооперативная  модель МТС, основными учредителями которой должны быть обслуживаемые сельскохозяйственные формирования (крестьянские, фермерские хозяйства и другие). В связи с недостатком финансовых ресурсов и экономическими трудностями возникающими при организации МТС, предлагается поэтапное формирование их организационно – функциональной и управленческой структуры

  • первый этап характеризуется ограниченными производственными возможностями МТС и обусловливает формирования минимального управленческого аппарата. Первый – этап организации МТС

На этом этапе необходимо приобрести нахотные, транспортные тракторов в количестве 3-5 единиц с набором сельскохозяйственных машин (плугов, чизелей – культиваторов и другие). Так же важно комплектовать МТП хлопкоуборочными машинами в каличестве двух-трех единиц и 4-6 тракторными прицелами. (Рисунок – 1) такая структура МТП в первом этапе позволяет оказывать услуг первоочередным востребованным крестьянскими хозяйствами технологических операции.  В первом этапе организация МТС будет иметь потенциал обслуживать до 200-280 га посевной площады.

  • во втором этапе уже сформировавищимо МТП и мощной материально – технической базой, новой техникой и возросшим обьемов выполняемых работ необходимо совершенствовать структуру агротехнлогического управления, предусматривающие формирования специализированных подразделений агротехсервиса:
  • вспашке зяби и подготовка почвы под посев;
  • посев, междурядная обработка, подкормка, подготовка плантации к вегетационному поливу;
  • борьба с сельскохозяйственными болезнями и вредителями, дефляция и десикация перед уборкой;
  • машинная уборка и транспортировка урожая;
  • проведение послеуборочных осенне – зимних, мелиоративных, ирригационных и планировочных работ.
  • материально – техническое снабжение (минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и запасные части);
  • ремонт тракторов, хлопкоуборочних машин и их двигателей, агрегатов и узлов.

Рисунок – 1 Схема первого  этапа организации МТС

МТС с такой структурой агротехнологических и технических услуг будет иметь потенциал мощност до 1000 га посевных площадей ——— сельскохозяственных культур (рисунок – 2)

Произоидет соответствующий рост численности аппарата управления с введением в него кроме инженеров — механиков, агрономов, ирригаторов, агрохимиков и мелиоратстов, специалиста – маркетолога, занимающегося изучением рынка и спроса на агротехнологические услуги, формированием пакета заявок на их выполнение. Необходимо создать группу специалистов по контролю качества выполненных услуг и обязательств сторон по составленному договору в начала года (с 1 ноября до 1 ноября следующего года).

Второй  этап организации МТС

Рисунок – 2. Схема второй  этап организации МТС.

Поэтапное формирование структуры услуга управления предполагает  переход от производственной ориентации МТС к маркетинговой, нацеленой на более полное удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в технологических услугах.

Важным и необходимым этапом взаимодействия является оценка экономической эффективности технологического обслуживания посреством составления конечивых производственных и экономических показателей как: урожайность, себестоимость, рентабельность по видам сельскохозяйственных культур, достигнутых на основе выполнения операции предусмотренных машинно – технологической картой производства хлопка-сырца.

При таком подходе удельный вес затрат МТС в совокупных производственных затратах выступает в качестве комплексной относительной расценки на технологические услуги, оказываемые агроформированиям. Окончательный расчет по договору о совместной деятельности между МТС и сельскохозяйственными товаропроизводителями целесообразно проводить в конце года после оканчания уборки урожая. При этом оплату механизаторов и операторов машин необходимо связывать с конечными результатами производства продукцим. Качество технологических услуг прямо зависит от человеческих факторов, заинтересовать их на качественное выполнение имеет ключевое значение.

По каждой агротехнологической операции выполненной МТС необходимо оформить акт утверждающий или не подтверждающий качество и количество выполненых обьемов услуг.

Основное преимущество предложенного механизма экономических взаимоотношений между производителями и потребителями технологических услуг заключается в сближении их экономических интересов в рамках единного технологического процесса на основе распределения технологических функций и обеспечения совместной экономической ответственности за конечные результаты производства.

Такой механизм экономических взаимоотношений позволяет предварительно прогнозировать экономические показатели эффективного технологического обслуживания с учетом колебания производственных затрат, урожайности, сложившейся конъюнктуры цен на сельскохозяйственную продукцию.  Проведенные нами расчеты показывают, что стабильность или  повышение цен реализации сельскохозяйственной продукции существенно расширяет возможности взаимовыгодного и эффективного сотрудничества между МТС и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Совершенствование экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и МТС предусматривает совершенствования заключаемых договоров о совместной работе в начале года:

  • разработку машинно – технологических карт с указанием видов и обьемов агротехнологических операции ;
  • распределение произведенной продукции пропорционально затратам.

Такой механизм значительно повысить ответственность и эффективность производства сельскохозяйственной продукции и технологического обслуживания. Это происходит за счет сближения экономических интересов и равномерного, правильного распределеня технологического обеспечение и экономической  ответственности за конечные результаты между участниками совместной производственной деятельности.

Однако опыт работы МТС в хлопководстве и в других отраслях показывает, что услуги многих станции по стоимости и качества работ не удовлетворяют сельских товаропроизводителей. Это обусловлено тем, что многие  станции  создавались без учета потенциала агроформирований и местных условий. В оценке стоимости технологических услуг имеются факты субьективного подхода без учета интересов потребителей услуг, конечных результатов производства. МТП формировался и продолжает формироваться без учета связи с машинно – технологической картой хлопководства с видами и обьемами механизированных работ, которые целесообразно выполнить в централизованном порядке. Отсутствует маркетинговая целенаправленная служба по укреплению равноправных партнерских отношений с потребителями услуг. В большинстве случаях преобладает монополия станции так как их количество ограниченное и не создана конкуретная среда по услугам.

Поэтому экономические отношения с сельскими товаропроизводителями не предусматривают  принципы равноправного партнерства и  справедливого распределения доходов от реализации произведенной продукции. Нередко МТС ставит во главе угла свои собственные интересы, а интересы сельских товаропроизводителей рассматривается как второстепенные. Например, на машинной уборке хлопка – сырца стоимость услуги определена за выработанные физические гектары, независимо от агротехнических качеств уборки, что зачастую приводит в погоне за выработку повышению рабочих скоростей, ощеутимым нарушениям режима уборки и потерям урожая, следовательно недобору объема выращенного урожая запланированного дохода. Мы предлагаем стоимость услуг утвердить с учетом агротехнических качеств уборки и предусмотренных конструктивными возможностями (допустимых потерь), что было бы обьективно для пользователей услуг.

Основной проблемой при создании МТС является недостаток финансовых ресурсов, малое каличество материально – технических ресурсов, низкое технологическое качество выпускаемых в СНГ машин. Проблему в ряде случаев составляет и зарубежная техника, поскольку это сопряженно огромными первоначальными затратами из – за чрезмерно высоких цен. Также имеется риск увеличить расходы на эксплуатацию и ремонт техники из – за неадаптированностью зарубежной техники к условиям хлопкосеющего регионав Казахстана.

Наибольшие перспективы принадлежат за созданием МТС на кооперативной основе, что и позволяет наладить эффективное межхозяйственное использование МТП, при котором годовая загрузка машин может быть увеличена 2-4 раза, текущие затраты на межхозяйственные работы сокращены на 30-50%, а потребность в инвестиции в основной капитал на создание собственного МТП снижена на 20-25%. При такой форме организации МТС можно воспользоваться налоговыми преференциями для сельскохозяйственных кооперативов.

Другим вариантом организации МТС является ее деятельность внутри районной кооперации хозяйств, образованние совместно с учередителями из фермерских и малых крестьянских хозяйств, предприятии первичной переработки и реализации продукций, ремонтно – технических предприятий, предприятий агрохимии и других. Все перечисленные кооперативы (ПК, ТОО) участвуют в качестве равноправных членов товарищества или акционеров.

В таком варианте весь агрокомплекс будет работать как единое целое сосредоточив в одних руках производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Таким образом создается крупная агрофирма производства, переработке и реализации хлопковой продукций.

Также МТС могут быть в составе производственного кооператива в качестве его структурного подразделения без прав юридического лица, который производственные связи осуществляет с другими участниками на принципах внутрифирменного хозяйственнного расчета. Это позволяет утвердить тарифы МТС на бесприбыльной основе или минимальной рентабельностью. В этом случае затраты хозяйств на оплату работ, выполненых МТС сокращаются на 25 — 30%. Кроме того, придание МТС статуса структурного подразделения ПК на внутри фирменном хозрасчете улучшить управление МТС, дает возможность поставить материальное стимулирование ее работников  поставит  в жесткую зависимость  от качества и стоимости оказанных услуг.

Для эффективной работы создаваемых МТС необходимо:

  • предпринимать всесторонние меры по повышению эффективности использование МТП и снижению стоимости услуг на механизированные работы;
  • освоить новейшие инновационые технологий направленные на ресурсо-энергосберегающие операции производства;
  • шире применять межхозяйственные формы использования сельскохозяйственной техники: механизированные отряды, мобильные уборочные и транспортные отряды, специализированные комплексы и другие.
  • именно за счет увеличения годовой загрузки машин, повышения интенсивности их использования можно снизить себестоймость услуг МТС, следовательно, и расценки на них. Пока же услуги достаточно дороги, не всегда фермерские и малые крестьянские хозяйства могут оказываются платежеспособными и состоянии рассчитываться с МТС за  выполненный обьем механизированных работ. А это в свою очередь усложняет проблему, формированя и пополнения оборотных средств в МТС, приводит к росту дебиторских задолженностей и к несвоевременной уплату бюжетных обязательств.
  • переходить от выполнение отдельных энергоемких операций и услуг по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники к полному технологическому сервису сельского товаропроизводителя.
  • развивать неформальные формы деятельности как: очистка оросительных и мелиоративных сетей, ремонт насосов и насосных установок, текущая капитальная планировка, водохозяйственное строительство, что позволяет полнее загрузить работников МТС в межсезонный период и будет способствовать быстрому обороту капитала.

Для успешной работы МТС необходимо государственное регулирование и поддержка, особенно первое  время, в период становления, целесообразно представить им льготы в накогообложении, выделить хльготные кредиты для лизингового приобретения техники, субсидировать некоторые важные агротехнические операции: вспашку зяби, уборку урожая.

Опыт действующих МТС показывают и подверждают правильность выбранного направления – производительность труда при выполнении агротехнических операции значительно выше чем их выполнения силами самих фермеров и крестьянских хозяйств. Необходимо активное привлечение для создания МТС на основе коммунального предприятия и финансорование из бюджетных и внебюджетных фондов, рациональное их использование позволит существенно снизить потребность инвестиции за счет государства. МТС способны выполнить поставленные перед ними задачи по внедрению  индустриально- иннавационной технологии и модернизации хлопководства, за счет концентрации в них новой техники и технологии и профессиональных кадров, обеспечить высокую производительность труда и конкурентоспособность отрасли на внешных и внутренных рынках.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ